Письмо
Т. Л. Щепкина-Куперник - А. П. Чехову. 17 декабря 1898 г. Москва

Дорогой Антон Павлович,

сажусь писать Вам под свежим впечатлением, только что вернувшись из театра. Вас можно поздравить с редким, единодушным успехом. После третьего акта, когда всем театром начали вызывать автора и Немирович, улыбающийся, как кот, которому чешут за ухом, объявил, что автора в театре нет, поднялись крики: "Послать телеграмму". Шум стоял страшный. Он переспросил: "Позволите послать телеграмму?" Ответом было стоголосое "просим! просим!..". Это был удивительно патетический момент; Муся сидела вся бледная; у всех как-то захолонуло, так чувствовалась общая симпатия к дорогому отсутствующему. Я впадаю в лирический тон, но знаете другого не найдешь для описания этого вечера. И то сказать, что на сцене было что-то поразительное: шла не пьеса творилась сама жизнь. Детали постановки шедевры режиссерского искусства; да знаете? Говоря о "Чайке", как она была сегодня поставлена, нельзя говорить ни о режиссерах, ни об актерах; казалось, что режиссер сама жизнь; актеры действительно существующие Тригорин, Аркадина и т. д. Разыграно было удивительно. За три года это первый раз, что я наслаждалась в театре. Обыкновенно знаешь все: из какой кулисы кто выйдет, в какую дверь уйдет, каким голосом заговорит. Здесь все было ново, неожиданно, занимательно. Словом, жизнь, как она есть, потрясающая драма, в то время как в соседней комнате стучат ножами и вилками, учитель, уходящий перед ужином в бурю пешком к "ребеночку"... Ах, этот учитель! Он и, главное, его жена Маша (Тихомиров и Лилина) были художественны, поразительны, играли, как большие артисты. (Лилина это жена Станиславского.) Я видела первый раз живую женщину на сцене. Не хватает слов выразить, до чего оба были жалки, трогательны и человечны. Превосходен Костя Мейергольд, нервный, молодой, трогательный. Очень хороша Книппер. Дядя Лужский тоже. Словом, все за исключением самой Чайки. Она была положительно нехороша . Поэтичности не хватало; обыкновенная провинциальная девица, с южнорусским выговором лепетавшая: "ах как я хочю на сцену". Но и это не портило целости впечатления. Сцена 3-го акта (отъезд) прямо поразила реальностью; сцена Кости с матерью тоже. Все вышло связно, логично, неизбежно и до жуткости просто. Я еще раз поздравляю Вас и спасибо Вам за истинно хороший вечер от Вашего скромного маленького товарища,

Т. Щепкиной-Куперник.

Письмо - Т. Л. Щепкина-Куперник - А. П. Чехову. 17 декабря 1898 г. Москва, читать текст

См. также Чехов Антон Павлович - письма и переписка :

А. П. Чехов - Т. Л. Щепкиной-Куперник. 26 декабря 1898 г. Ялта
Милая кума, поздравляю Вас с Новым годом, с новым счастьем, желаю пров...

А. П. Чехов - Л. А. Авиловой. 21 февраля 1892 г. Москва
Уважаемая Лидия Алексеевна, я получил и уже прочел Ваш рассказ . По-на...