Михаил Булгаков
«Театральный роман - Глава 11. Я ЗНАКОМЛЮСЬ С ТЕАТРОМ»

"Театральный роман - Глава 11. Я ЗНАКОМЛЮСЬ С ТЕАТРОМ"

Торопецкая идеально владела искусством писать на машинке. Никогда я

ничего подобного не видел. Ей не нужно было ни диктовать знаков препинания,

ни повторять указаний, кто говорит. Я дошел до того, что, расхаживая по

предбаннику взад и вперед и диктуя, останавливался, задумывался, потом

говорил: "Нет, погодите..." - менял написанное, совсем перестал упоминать,

кто говорит, бормотал и говорил громко, но, что бы я ни делал, из-под руки

Торопецкой шла почти без подчисток идеально ровная страница пьесы, без

единой грамматической ошибки - хоть сейчас отдавай в типографию.

Вообще Торопецкая свое дело знала и справлялась с ним хорошо. Писали мы

под аккомпанемент телефонных звонков. Первоначально они мне мешали, но потом

я к ним так привык, что они мне нравились. Поликсена расправлялась со

звонящими с необыкновенной ловкостью. Она сразу кричала:

- Да? Говорите, товарищ, скорее, я занята! Да?

От такого приема товарищ, находящийся на другом конце проволоки,

терялся и начинал лепетать всякий вздор и был мгновенно приводим в порядок.

Круг деятельности Торопецкой был чрезвычайно обширен. В этом я убедился

по телефонным звонкам.

- Да, - говорила Торопецкая, - нет, вы не сюда звоните. Никаких билетов

у меня нет... Я застрелю тебя! (Это - мне, повторяя уже записанную фразу.)

Опять звонок.

- Все билеты уже проданы, - говорила Торопецкая, - у меня нет

контрамарок... Этим ты ничего не докажешь. (Мне.)

"Теперь начинаю понимать, - думал я, - какое количество охотников

ходить даром в театр в Москве. И вот странно: никто из них не пытается

проехать даром в трамвае. Опять-таки никто из них не придет в магазин и не

попросит, чтобы ему бесплатно отпустили коробку килек. Почему они считают,

что в театре не нужно платить?"

- Да! Да! - кричала Торопецкая в телефон. - Калькутта, Пенджаб, Мадрас,

Аллогобад... Нет, адрес не даем! Да? - говорила она мне.

- Я не позволю, чтобы он распевал испанские серенады под окном у моей

невесты, - с жаром говорил я, бегая по предбаннику.

- Невесты... - повторяла Торопецкая. Машинка давала звоночки поминутно.

Опять гремел телефон.

- Да! Независимый Театр! Нет у меня никаких билетов! Невесты...

- Невесты!.. - говорил я. - Ермаков бросает гитару на пол и выбегает на

балкон.

- Да? Независимый! У меня никаких билетов нет!.. Балкон.

- Анна устремляется... нет, просто уходит за ним.

- Уходит... да? Ах да. Товарищ Бутович, вам будут оставлены билеты у

Фили в конторе. Всего доброго.

"А н н а. Он застрелится!

Б а х т и н. Не застрелится!"

- Да! Здравствуйте. Да, с нею. Потом Андамонские острова. К сожалению,

адрес дать не могу, Альберт Альбертович... Не застрелится!..

Надо отдать справедливость Поликсене Торопецкой: дело свое она знала.

Она писала десятью пальцами - обеими руками; как только телефон давал

сигнал, писала одной рукой, другой снимала трубку, кричала: "Калькутта не

понравилась! Самочувствие хорошее..." Демьян Кузьмич входил часто, подбегал

к конторке, подавал какие-то бумажки. Торопецкая правым глазом читала их,

ставила печати, левой писала на машинке: "Гармоника играет весело, но от

этого..."

- Нет, погодите, погодите! - вскрикивал я. - Нет, не весело, а что-то

бравурное... Или нет... погодите, - я дико смотрел в стену, не зная, как

гармоника играет. Торопецкая в это время пудрилась, говорила в телефон

какой-то Мисси, что планшетки для корсета захватит в Вене Альберт

Альбертович. Разные люди появлялись в предбаннике, и первоначально мне было

стыдно диктовать при них, казалось, что я голый один среди одетых, но я

быстро привык.

Показывался Миша Панин и каждый раз, проходя, для поощрения меня, жал

мне предплечье и проходил к себе в дверь, за которой, как я уже узнал,

помещался его аналитический кабинет.

Приходил гладко выбритый, с римским упадочным профилем, капризно

выпяченной нижней губой, председатель режиссерской корпорации Иван

Александрович Полторацкий.

- Миль пардон. Второй акт уже пишете? Грандиозно! - восклицал он и

проходил в другую дверь, комически поднимая ноги, чтобы показать, что он

старается не шуметь. Если дверь приоткрывалась, слышно было, как он говорил

по телефону:

- Мне все равно... я человек без предрассудков... Это даже оригинально

- приехали на бега в подштанниках. Но Индия не примет... Всем сшил одинаково

- и князю, и мужу, и барону... Совершенные подштанники и по цвету и по

фасону!.. А вы скажите, что нужны брюки. Мне нет дела! Пусть переделывают. А

гоните вы его к чертям! Что он врет! Петя Дитрих не может такие костюмы

рисовать! Он брюки нарисовал. Эскизы у меня на столе! Петя... Утонченный или

неутонченный, он сам в брюках ходит! Опытный человек!

В разгар дня, когда я, хватаясь за волосы, пытался представить себе,

как выразить поточнее, что вот... человек падает... роняет револьвер...

кровь течет или не течет?.. - вошла в предбанник молодая, скромно одетая

актриса и воскликнула:

- Здравствуйте, душечка, Поликсена Васильевна! Я вам цветочков

принесла!

Она расцеловала Поликсену и положила на конторку четыре желтоватые

астры.

- Обо мне нет ли чего из Индии?

Поликсена ответила, что есть, и вынула из конторки пухленький конверт.

Актриса взволновалась.

- "Скажите Вешняковой, - прочитала Торопецкая, - что я решил загадку

роли Ксении..."

- Ах, ну, ну!.. - вскричала Вешнякова.

- "Я был с Прасковьей Федоровной на берегу Ганга, и там меня осенило.

Дело в том, что Вешнякова не должна выходить из средних дверей, а сбоку,

там, где пианино. Пусть не забывает, что она недавно лишилась мужа и из

средних дверей не решится выйти ни за что. Она идет монашеской походкой,

опустив глаза долу, держа в руках букетик полевой ромашки, что типично для

всякой вдовы..."

- Боже! Как верно! Как глубоко! - вскричала Вешнякова. - Верно! То-то

мне было неудобно в средних дверях.

- Погодите, - продолжала Торопецкая, - тут есть еще, - и прочитала: -

"А впрочем, пусть Вешнякова выходит, откуда хочет! Я приеду, тогда все

станет ясно. Ганг мне не понравился, по-моему, этой реке чего-то не

хватает..." Ну, это к вам не относится, - заметила Поликсена.

- Поликсена Васильевна, - заговорила Вешнякова, - напишите Аристарху

Платоновичу, что я безумно, безумно ему благодарна!

- Хорошо.

- А мне нельзя ему написать самой?

- Нет, - ответила Поликсена, - он изъявил желание, чтобы ему никто не

писал, кроме меня. Это его утомляло бы во время его раздумий.

- Понимаю, понимаю! - вскричала Вешнякова и, расцеловав Торопецкую,

удалилась.

Вошел полный, средних лет энергичный человек и еще в дверях, сияя,

воскликнул:

- Новый анекдот слышали? Ах, вы пишете?

- Ничего, у нас антракт, - сказала Торопецкая, и полный человек, видимо

распираемый анекдотом, сверкая от радости, наклонился к Торопецкой. Руками

он в это время сзывал народ. Явился на анекдот Миша Панин и Полторацкий и

еще кто-то. Головы наклонились над конторкой. Я слышал: "И в это время муж

возвращается в гостиную..." За конторкой засмеялись. Полный пошептал еще

немного, после чего Мишу Панина охватил его припадок смеха "ах, ах, ах",

Полторацкий вскричал: "Грандиозно!" - а полный захохотал счастливым смехом и

тотчас кинулся вон, крича:

- Вася! Вася! Стой! Слышал? Новый анекдот продам!

Но ему не удалось Васе продать анекдот, потому что его вернула

Торопецкая.

Оказалось, что Аристарх Платонович писал и о полном.

- "Передайте Елагину, - читала Торопецкая, - что он более всего должен

бояться сыграть результат, к чему его всегда очень тянет".

Елагин изменился в лице и заглянул в письмо.

- "Скажите ему, - продолжала Торопецкая, - что в сцене вечеринки у

генерала он не должен сразу здороваться с женою полковника, а предварительно

обойти стол кругом, улыбаясь растерянно. У него винокуренный завод, и он ни

за что не поздоровается сразу, а..."

- Не понимаю! - заговорил Елагин, - простите, не понимаю, - Елагин

сделал круг по комнате, как бы обходя что-то, - нет, не чувствую я этого.

Мне неудобно!.. Жена полковника перед ним, а он чего-то пойдет... Не

чувствую!

- Вы хотите сказать, что вы лучше понимаете эту сцену, чем Аристарх

Платонович? - ледяным голосом спросила Торопецкая.

Этот вопрос смутил Елагина.

- Нет, я этого не говорю... - Он покраснел. - Но, посудите... - И он

опять сделал круг по комнате.

- Я думаю, что в ножки следовало бы поклониться Аристарху Платоновичу

за то, что он из Индии...

- Что это у нас все в ножки да в ножки, - вдруг пробурчал Елагин.

"Э, да он молодец", - подумал я.

- Вы лучше выслушайте, что дальше пишет Аристарх Платонович, - и

прочитала: - "А впрочем, пусть он делает, как хочет. Я приеду, и пьеса

станет всем ясна".

Елагин повеселел и отколол такую штуку. Он махнул рукой у щеки, потом у

другой, и мне показалось, что у него на моих глазах выросли бакенбарды.

Затем он стал меньше ростом, надменно раздул ноздри и сквозь зубы, при этом

выщипывая волоски из воображаемых бакенбард, проговорил все, что было

написано о нем в письме.

"Какой актер!" - подумал я. Я понял, что он изображает Аристарха

Платоновича.

Кровь прилила к лицу Торопецкой, она тяжело задышала.

- Я попросила бы вас!..

- А впрочем, - сквозь зубы говорил Елагин, пожал плечами, своим

обыкновенным голосом сказал: - Не понимаю! - и вышел. Я видел, как он в

сенях сделал еще один круг в передней, недоуменно пожал плечами и скрылся.

- Ох, уж эти середняки! - заговорила Поликсена. - Ничего святого. Вы

слышали, как они разговаривают?

- Кхм, - ответил я, не зная, что сказать, и, главное, не понимая, что

означает слово "середняки".

К концу первого дня стало ясно, что в предбаннике пьесу писать нельзя.

Поликсену освободили на два дня от ее непосредственных обязанностей, и нас с

ней перевели в одну из женских уборных. Демьян Кузьмич, пыхтя, приволок туда

машинку.

Бабье лето сдалось и уступило место мокрой осени. Серый свет лился в

окно. Я сидел на кушеточке, отражаясь в зеркальном шкафу, а Поликсена на

табуреточке. Я чувствовал себя как бы двухэтажным. В верхнем происходила

кутерьма и беспорядок, который нужно было превратить в порядок.

Требовательные герои пьесы вносили необыкновенную заботу в душу. Каждый

требовал нужных слов, каждый старался занять первое место, оттесняя других.

Править пьесу - чрезвычайно утомительное дело. Верхний этаж шумел и двигался

в голове и мешал наслаждаться нижним, где царствовал установившийся, прочный

покой. Со стен маленькой уборной, похожей на бонбоньерку, смотрели, улыбаясь

искусственными улыбками, женщины с преувеличенно пышными губами и тенями под

глазами. Эти женщины были в кринолинах или в фижмах. Меж ними сверкали

зубами с фотографий мужчины с цилиндрами в руках. Один из них был в жирных

эполетах. Пьяный толстый нос свисал до губы, щеки и шея разрезаны складками.

Я не узнал в нем Елагина, пока Поликсена не сказала мне, кто это.

Я глядел на фотографии, трогал, вставая с кушетки, негорящие лампионы,

пустую пудреницу, вдыхал чуть ощутимый запах какой-то краски и ароматный

запах папирос Поликсены. Здесь было тихо, и тишину эту резало только

стрекотание машинки и тихие ее звоночки, да еще иногда чуть скрипел паркет.

В открытую дверь было видно, как на цыпочках проходили иногда какие-то

пожилые женщины, сухонького вида, пронося груды крахмальных юбок.

Изредка великое молчание этого коридора нарушалось глухими взрывами

музыки откуда-то и дальними грозными криками. Теперь я знал, что на сцене,

где-то глубоко за паутиной старых коридоров, спусков и лестниц, репетируют

пьесу "Степан Разин".

Мы начинали писать в двенадцать часов, а в два происходил перерыв.

Поликсена уходила к себе, чтобы навестить свое хозяйство, а я шел в чайный

буфет.

Для того чтобы в него попасть, я должен был покинуть коридор и выйти на

лестницу. Тут уже нарушалось очарование молчания. По лестнице подымались

актрисы и актеры, за белыми дверями звенел телефон, телефон другой откуда-то

отзывался снизу. Внизу дежурил один из вышколенных Августой Менажраки

курьеров. Потом железная средневековая дверь, таинственные за нею ступени и

какое-то безграничное, как мне казалось, по высоте кирпичное ущелье,

торжественное, полутемное. В этом ущелье, наклоненные к стенам его, высились

декорации в несколько слоев. На белых деревянных рамах их мелькали

таинственные условные надписи черным: "I лев. зад", "Граф. заспин.",

"Спальня III-й акт". Широкие, высокие, от времени черные ворота с врезанной

в них калиткой с чудовищным замком на ней были справа, и я узнал, что они

ведут на сцену. Такие же ворота были слева, и выводили они во двор, и через

эти ворота рабочие из сараев подавали декорации, не помещавшиеся в ущелье. Я

задерживался в ущелье всегда, чтобы предаться мечтам в одиночестве, а

сделать это было легко, ибо лишь редкий путник попадался навстречу на узкой

тропе между декорациями, где, чтобы разминуться, нужно было поворачиваться

боком.

Сосущая с тихим змеиным свистом воздух пружина-цилиндр на железной

двери выпускала меня. Звуки под ногами пропадали, я попадал на ковер, по

медной львиной голове узнавал преддверие кабинета Гавриила Степановича и все

по тому же солдатскому сукну шел туда, где уже мелькали и слышались люди, -

в чайный буфет.

Многоведерный блестящий самовар за прилавком первым бросался в глаза, а

вслед за ним маленького роста человек, пожилой, с нависшими усами, лысый и

со столь печальными глазами, что жалость и тревога охватывали каждого, кто

не привык еще к нему. Вздыхая тоскливо, печальный человек стоял за прилавком

и глядел на груду бутербродов с кетовой икрой и с сыром брынзой. Актеры

подходили к буфету, брали эту снедь, и тогда глаза буфетчика наполнялись

слезами. Его не радовали ни деньги, которые платили за бутерброды, ни

сознание того, что он стоит в самом лучшем месте столицы, в Независимом

Театре. Ничто его не радовало, душа его, очевидно, болела при мысли, что вот

съедят все, что лежит на блюде, съедят без остатка, выпьют весь гигантский

самовар.

Из двух окон шел свет слезливого осеннего дня, за буфетом горела

настенная лампа в тюльпане, никогда не угасая, углы тонули в вечном сумраке.

Я стеснялся незнакомых людей, сидевших за столиками, боялся подойти,

хоть подойти хотелось. За столиками слышался приглушенный хохот, всюду

что-то рассказывали.

Выпив стакан чаю и съев бутерброд с брынзой, я шел в другие места

театра. Больше всего мне полюбилось то место, которое носило название

"контора".

Это место резко отличалось от всех других мест в театре, ибо это было

единственное шумное место, куда, так сказать, вливалась жизнь с улицы.

Контора состояла из двух частей. Первой - узкой комнатки, в которую

вели настолько замысловатые ступеньки со двора, что каждый входящий впервые

в Театр непременно падал. В первой комнатенке сидели двое курьеров, Катков и

Баквалин. Перед ними на столике стояли два телефона. И эти телефоны, почти

никогда не умолкая, звонили.

Я очень быстро понял, что по телефонам зовут одного и того же человека

и этот человек помещался в смежной комнате, на дверях которой висела

надпись:

Заведующий внутренним порядком

Филипп Филиппович Тулумбасов

Большей популярности, чем у Тулумбасова, не было ни у кого в Москве и,

вероятно, никогда не будет. Весь город, казалось мне, ломился по аппаратам к

Тулумбасову, и то Катков, то Баквалин соединяли с Филиппом Филипповичем

жаждущих говорить с ним.

Говорил ли мне кто-то или приснилось мне, что будто бы Юлий Кесарь

обладал способностью делать несколько разных дел одновременно, например,

читать что-либо и слушать кого-нибудь. Свидетельствую здесь, что Юлий Кесарь

растерялся бы самым жалким образом, если бы его посадили на место Филиппа

Филипповича.

Помимо тех двух аппаратов, которые гремели под руками Баквалина и

Каткова, перед самим Филиппом Филипповичем стояло их два, а один, старинного

типа, висел на стене.

Филипп Филиппович, полный блондин с приятным круглым лицом, с

необыкновенно живыми глазами, на дне которых покоилась не видная никому

грусть, затаенная, по-видимому, вечная, неизлечимая, сидел за барьером в

углу, чрезвычайно уютном. День ли был на дворе или ночь, у Филиппа

Филипповича всегда был вечер с горящей лампой под зеленым колпаком. Перед

Филиппом Филипповичем на письменном столе помещалось четыре календаря,

сплошь исписанные таинственными записями, вроде: "Прян. 2, парт. 4", "13

утр. 2", "Мон. 77727" и в этом роде.

Такими же знаками были исчерчены пять раскрытых блокнотов на столе. Над

Филиппом Филипповичем высилось чучело бурого медведя, в глаза которого были

вставлены электрические лампочки. Филипп Филиппович был огражден от внешнего

мира барьером, и в любой час дня на этом барьере лежали животами люди в

самых разнообразных одеждах. Здесь перед Филиппом Филипповичем проходила вся

страна, это можно сказать с уверенностью; здесь перед ним были представители

всех классов, групп, прослоек, убеждений, пола, возраста. Какие-то бедно

одетые гражданки в затасканных шляпах сменялись военными с петлицами разного

цвета. Военные уступали место хорошо одетым мужчинам с бобровыми воротниками

и крахмальными воротничками. Среди крахмальных воротничков иногда мелькала

ситцевая косоворотка. Кепка на буйных кудрях. Роскошная дама с горностаем на

плечах. Шапка с ушами, подбитый глаз. Подросток женского пола с напудренным

носиком. Человек в болотных сапогах, в чуйке, подпоясан ремнем. Еще военный,

один ромб. Какой-то бритый, с забинтованной головой. Старуха с трясущейся

челюстью, мертвенными глазами и почему-то говорящая со своей спутницей

по-французски, а спутница в мужских калошах. Тулуп.

Те, которые не могли лечь животом на барьер, толпились сзади, изредка

поднимая вверх мятые записки, изредка робко вскрикивая: "Филипп Филиппович!"

Временами в толпу, осаждавшую барьер, ввинчивались женщины или мужчины без

верхнего платья, а запросто в блузочках или пиджаках, и я понимал, что это

актрисы и актеры Независимого Театра.

Но кто бы ни шел к барьеру, все, за редчайшими исключениями, имели вид

льстивый, улыбались заискивающе. Все пришедшие просили у Филиппа

Филипповича, все зависели от его ответа.

Три телефона звенели, не умолкая никогда, и иногда оглашали грохотом

кабинетик сразу все три. Филиппа Филипповича это нисколько не смущало.

Правой рукой он брал трубку правого телефона, клал ее на плечо и прижимал

щекою, в левую брал другую трубку и прижимал ее к левому уху, а освободив

правую, ею брал одну из протягиваемых ему записок, начиная говорить сразу с

тремя - в левый, в правый телефон, потом с посетителем, потом опять в левый,

в правый, с посетителем. В правый, с посетителем, в левый, левый, правый,

правый.

Сразу сбрасывал обе трубки на рычаги, и так как освобождались обе руки,

то брал две записки. Отклонив одну из них, он снимал трубку с желтого

телефона, слушал мгновение, говорил: "Позвоните завтра в три", - вешал

трубку, посетителю говорил: "Ничего не могу".

С течением времени я начал понимать, чего просили у Филиппа

Филипповича. У него просили билетов.

У него просили билетов в самой разнообразной форме. Были такие, которые

говорили, что приехали из Иркутска и уезжают ночью и не могут уехать, не

повидав "Бесприданницы". Кто-то говорил, что он экскурсовод из Ялты.

Представитель какой-то делегации. Кто-то не экскурсовод и не сибиряк и

никуда не уезжает, а просто говорил: "Петухов, помните?" Актрисы и актеры

говорили: "Филя, а Филя, устрой..." Кто-то говорил: "В любую цену, цена мне

безразлична..."

- Зная Ивана Васильевича двадцать восемь лет, - вдруг шамкала какая-то

старуха, у которой моль выела на берете дыру, - я уверена, что он не откажет

мне...

- Дам постоять, - внезапно вдруг говорил Филипп Филиппович и, не ожидая

дальнейших слов ошеломленной старухи, протягивал ей какой-то кусочек бумаги.

- Нас восемь человек, - начинал какой-то крепыш, и опять-таки

дальнейшие слова застревали у него в устах, ибо Филя уже говорил:

- На свободные! - и протягивал бумажку.

- Я от Арнольда Арнольдовича, - начинал какой-то молодой человек,

одетый с претензией на роскошь. "Дам постоять", - мысленно подсказывал я и

не угадывал.

- Ничего не могу-с, - внезапно отвечал Филя, один только раз скользнув

глазом по лицу молодого человека.

- Но Арнольд...

- Не могу-с!

И молодой человек исчезал, словно проваливался сквозь землю.

- Мы с женою... - начинал полный гражданин.

- На завтра? - спрашивал Филя отрывисто и быстро.

- Слушаю.

- В кассу! - восклицал Филя, и полный протискивался вон, имея в руках

клок бумажки, а Филя в это время уже кричал в телефон: "Нет! Завтра!" - в то

же время левым глазом читая поданную бумажку.

С течением времени я понял, что он руководится вовсе не внешним видом

людей и, конечно, не их засаленными бумажками. Были скромно, даже бедно

одетые люди, которые внезапно для меня получали два бесплатных места в

четвертом ряду, и были какие-то хорошо одетые, которые уходили ни с чем.

Люди приносили громадные красивые мандаты из Астрахани, Евпатории, Вологды,

Ленинграда, и они не действовали или могли подействовать только через пять

дней утром, а приходили иногда скромные и молчаливые люди и вовсе ничего не

говорили, а только протягивали руку через барьер и тут же получали место.

Умудрившись, я понял, что передо мною человек, обладающий совершенным

знанием людей. Поняв это, я почувствовал волнение и холодок под сердцем. Да,

передо мною был величайший сердцеведец. Он знал людей до самой их

сокровенной глубины. Он угадывал их тайные желания, ему были открыты их

страсти, пороки, все знал, что было скрыто в них, но также и доброе. А

главное, он знал их права. Он знал, кто и когда должен прийти в Театр, кто

имел право сидеть в четвертом ряду, а кто должен был томиться в ярусе,

присаживаясь на приступочке в бредовой надежде, что как-нибудь вдруг

освободится для него волшебным образом местечко.

Я понял, что школа Филиппа Филипповича была школой величайшей.

Да и как же ему было не узнать людей, когда перед ним за пятнадцать лет

его службы прошли десятки тысяч людей. Среди них были инженеры,

хирурги, актеры, женорганизаторы, растратчики, домашние хозяйки, машинисты,

учителя, меццо-сопрано, застройщики, гитаристы, карманные воры, дантисты,

пожарные, девицы без определенных занятий, фотографы, плановики, летчики,

пушкинисты, председатели колхозов, тайные кокотки, беговые наездники,

монтеры, продавщицы универсальных магазинов, студенты, парикмахеры,

конструкторы, лирики, уголовные преступники, профессора, бывшие

домовладельцы, пенсионерки, сельские учителя, виноделы, виолончелисты,

фокусники, разведенные жены, заведующие кафе, игроки в покер, гомеопаты,

аккомпаниаторы, графоманы, билетерши консерватории, химики, дирижеры,

легкоатлеты, шахматисты, лаборанты, проходимцы, бухгалтеры, шизофреники,

дегустаторы, маникюрши, счетоводы, бывшие священнослужители, спекулянты,

фототехники.

Зачем же надобны были бумажки Филиппу Филипповичу?

Одного взгляда и первых слов появившегося перед ним ему было

достаточно, чтобы знать, на что тот имеет право, и Филипп Филиппович давал

ответы, и были эти ответы всегда безошибочны.

- Я, - волнуясь, говорила дама, - вчера купила два билета на "Дона

Карлоса", положила в сумочку, прихожу домой...

Но Филипп Филиппович уже жал кнопку звонка и, не глядя более на даму,

говорил:

- Баквалин! Потеряны два билета... ряд?

- Одиннадц...

- В одиннадцатом ряду. Впустить. Посадить... Проверить!

- Слушаю! - гаркал Баквалин, и не было уже дамы, и кто-то уже

наваливался на барьер, хрипел, что он завтра уезжает.

- Так делать не годится! - озлобленно утверждала дама, и глаза ее

сверкали. - Ему уже шестнадцать! Нечего смотреть, что он в коротких

штанах...

- Мы не смотрим, сударыня, кто в каких штанах, - металлически отвечал

Филя, - по закону дети до пятнадцати лет не допускаются. Посиди здесь,

сейчас, - говорил он в это же время интимно бритому актеру.

- Позвольте, - кричала скандальная дама, - и тут же рядом пропускают

трех малюток в длинных клешах. Я жаловаться буду!

- Эти малютки, сударыня, - отвечал Филя, - были костромские лилипуты.

Наставало полное молчание. Глаза дамы потухали, Филя тогда, оскалив

зубы, улыбался так, что дама вздрагивала. Люди, мнущие друг друга у барьера,

злорадно хихикали.

Актер с побледневшим лицом, со страдальческими, помутневшими глазами,

вдруг наваливался сбоку на барьер, шептал:

- Дикая мигрень...

Филя, не удивляясь, не оборачиваясь, протягивал руку назад, открывал

настенный шкафчик, на ощупь брал коробочку, из нее вынимал пакетик,

протягивал страдальцу, говорил:

- Водой запей... Слушаю вас, гражданка.

Слезы выступали у гражданки, шляпка съезжала на ухо. Горе дамы было

велико. Она сморкалась в грязный платочек. Оказывается, вчера, все с того же

"Дон-Карлоса", пришла домой, ан сумочки-то и нет. В сумочке же было сто

семьдесят пять рублей, пудреница и носовой платок.

- Очень плохо, гражданка, - сурово говорил Филя, - деньги надо на

сберкнижке держать, а не в сумочке.

Дама таращила глаза на Филю. Она не ожидала, что к ее горю отнесутся с

такой черствостью.

Но Филя тут же с грохотом выдвигал ящик стола, и через мгновение

измятая сумочка с пожелтевшей металлической наядой была уже у дамы в руках.

Та лепетала слова благодарности.

- Покойник прибыл, Филипп Филиппович, - докладывал Баквалин.

В ту же минуту лампа гасла, ящики с грохотом закрывались, торопливо

натягивая пальто, Филя протискивался сквозь толпу и выходил. Как

зачарованный, я плелся за ним. Ударившись головой об стенку на повороте

лестницы, выходил во двор. У дверей конторы стоял грузовик, обвитый красной

лентой, и на грузовике лежал, глядя на осеннее небо закрытыми глазами,

пожарный. Каска сверкала у него в ногах, а в головах лежали еловые ветви.

Филя без шапки, с торжественным лицом, стоял у грузовика и беззвучно отдавал

какие-то приказания Кускову, Баквалину и Клюквину.

Грузовик дал сигнал и выехал на улицу. Тут же из подъезда театра

раздавались резкие звуки тромбонов. Публика с вялым изумлением

останавливалась, останавливался и грузовик. В подъезде театра виден был

бородатый человек в пальто, размахивающий дирижерской палочкой. Повинуясь

ей, несколько сверкавших труб громкими звуками оглашали улицу. Потом звуки

обрывались так же внезапно, как и начинались, и золотые раструбы и русая

эспаньолка скрывались в подъезде. Кусков вскакивал в грузовик, трое пожарных

становились по углам гроба, и, провожаемый напутственным Филиным жестом,

грузовик уезжал в крематорий, а Филя возвращался в контору.

Громаднейший город пульсирует, и всюду в нем волны - прильет и отольет.

Иногда слабела без всякой видимой причины волна Филиных посетителей, и Филя

позволял себе откинуться в кресле, кой с кем и пошутить, размяться.

- А меня к тебе прислали, - говорил актер какого-то другого театра.

- Нашли, кого прислать, - бузотера, - отвечал Филя, смеясь одними

щеками (глаза Фили никогда не смеялись).

В Филину дверь входила очень хорошенькая дама в великолепно сшитом

пальто и с черно-бурой лисой на плечах. Филя приветливо улыбался даме и

кричал:

- Бонжур, Мисси!

Дама радостно смеялась в ответ. Вслед за дамой в комнату входил

развинченной походкой, в матросской шапке, малый лет семи с необыкновенно

надменной физиономией, вымазанной соевым шоколадом, и с тремя следами от

ногтей под глазом. Малый тихо икал через правильные промежутки времени. За

малым входила полная и расстроенная дама.

- Фуй, Альеша! - восклицала она с немецким акцентом.

- Амалия Иванна! - тихо и угрожающе говорил малый, исподтишка показывая

Амалии Ивановне кулак.

- Фуй, Альешь! - тихо говорила Амалия Ивановна.

- А, здоро'во! - восклицал Филя, протягивая малому руку. Тот, икнув,

кланялся и шаркал ногой.

- Фуй, Альешь! - шептала Амалия Ивановна.

- Что же это у тебя под глазом? - спрашивал Филя.

- Я, - икая, шептал малый, повесив голову, - с Жоржем подрался...

- Фуй, Альеша, - одними губами и совершенно механически шептала Амалия

Ивановна.

- Сэ доммаж[1]! - рявкал Филя и вынимал из стола шоколадку.

-

[1] Жаль! (франц.).

-

Мутные от шоколада глаза малого на минуту загорались огнем, он брал

шоколадку.

- Альеша, ти съел сегодня читирнадцать, - робко шептала Амалия

Ивановна.

- Не врите, Амалия Ивановна, - думая, что говорит тихо, гудел малый.

- Фуй, Альеша!..

- Филя, вы меня совсем забыли, гадкий! - тихо восклицала дама.

- Нон, мадам, энпоссибль! - рявкал Филя. - Мэ ле заффер тужур[2]!

-

[2] Нет, это невозможно, но все дела! (франц.).

-

Дама смеялась журчащим смехом, била Филю перчаткой по руке.

- Знаете что, - вдохновенно говорила дама, - Дарья моя сегодня испекла

пирожки, приходите ужинать. А?

- Авек плезир[3]! - восклицал Филя и в честь дамы зажигал глаза

медведя.

-

[3] С удовольствием! (франц.).

-

- Как вы меня испугали, противный Филька! - восклицала дама.

- Альеша! Погляди, какой медведь, - искусственно восторгалась Амалия

Ивановна, - якоби живой!

- Пустите, - орал малый и рвался к барьеру.

- Фуй, Альеша...

- Захватите с собой Аргунина, - восклицала как бы осененная

вдохновением дама.

- Иль жу! [4]

-

[4] Он играет! (франц.).

-

- Пусть после спектакля приезжает, - говорила дама, поворачиваясь

спиной к Амалии Ивановне.

- Же транспорт люи. [5]

-

[5] Я привезу его (франц.).

-

- Ну, милый, вот и хорошо. Да, Филенька, у меня к вам просьба. Одну

старушку не можете ли вы устроить куда-нибудь на "Дон-Карлоса"? А? Хоть в

ярус? А, золотко?

- Портниха? - спрашивал Филя, всепонимающими глазами глядя на даму.

- Какой вы противный! - восклицала дама. - Почему непременно портниха?

Она вдова профессора и теперь...

- Шьет белье, - как бы во сне говорил Филя, вписывая в блокнот:

"Белошвей. Ми. боков. яр. 13-го".

- Как вы догадались! - хорошея, восклицала дама.

- Филипп Филиппович, вас в дирекцию к телефону, - рявкал Баквалин.

- А я пока мужу позвоню, - говорила дама. Филя выскакивал из комнаты, а

дама брала трубку, набирала номер.

- Кабинет заведующего. Ну, как у тебя? А к нам я сегодня Филю позвала

пирожки есть. Ну, ничего. Ты поспи часок. Да, еще Аргунин напросился... Ну,

неудобно же мне... Ну, прощай, золотко. А что у тебя голос какой-то

расстроенный? Ну, целую.

Я, вдавившись в клеенчатую спинку дивана и закрывая глаза, мечтал. "О,

какой мир... мир наслаждения, спокойствия..." Мне представлялась квартира

этой неизвестной дамы. Мне казалось почему-то, что это огромная квартира,

что в белой необъятной передней на стене висит в золотой раме картина, что в

комнатах всюду блестит паркет. Что в средней рояль, что громадный ков...

Мечтания мои прервал вдруг тихий стон и утробное ворчание. Я открыл

глаза.

Малый, бледный смертельной бледностью, закатив глаза под лоб, сидел на

диване, растопырив ноги на полу. Дама и Амалия Ивановна кинулись к нему.

Дама побледнела.

- Алеша! - вскричала дама, - что с тобой?!

- Фуй, Альеша! Что с тобой?! - воскликнула и Амалия Ивановна.

- Голова болит, - вибрирующим слабым баритоном ответил малый, и шапка

его съехала на глаз. Он вдруг надул щеки и еще более побледнел.

- О, боже! - вскричала дама.

Через несколько минут во двор влетел открытый таксомотор, в котором,

стоя, летел Баквалин.

Малого, вытирая ему рот платком, под руки вели из конторы.

О, чудный мир конторы! Филя! Прощайте! Меня скоро не будет. Вспомните

же меня и вы!

Михаил Булгаков - Театральный роман - Глава 11. Я ЗНАКОМЛЮСЬ С ТЕАТРОМ, читать текст

См. также Булгаков Михаил - Проза (рассказы, поэмы, романы ...) :

Театральный роман - Глава 12. СИВЦЕВ ВРАЖЕК
Я и не заметил, как мы с Торопецкой переписали пьесу. И не успел я по...

Театральный роман - Глава 13. Я ПОЗНАЮ ИСТИНУ
Ничего нет хуже, товарищи, чем малодушие и неуверенность в себе. Они-...