Михаил Булгаков
«Театральный роман - Глава 02. ПРИСТУП НЕВРАСТЕНИИ»

"Театральный роман - Глава 02. ПРИСТУП НЕВРАСТЕНИИ"

Дело в том, что, служа в скромной должности читальщика в

"Пароходстве", я эту свою должность ненавидел и по ночам, иногда до утренней

зари, писал у себя в мансарде роман.

Он зародился однажды ночью, когда я проснулся после грустного сна.

Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война... Во сне прошла

передо мною беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него

люди, которых нет уже на свете. Во сне меня поразило мое одиночество, мне

стало жаль себя. И проснулся я в слезах. Я зажег свет, пыльную лампочку,

подвешенную над столом. Она осветила мою бедность - дешевенькую чернильницу,

несколько книг, пачку старых газет. Бок левый болел от пружины, сердце

охватывал страх. Я почувствовал, что я умру сейчас за столом, жалкий страх

смерти унизил меня до того, что я простонал, оглянулся тревожно, ища помощи

и защиты от смерти. И эту помощь я нашел. Тихо мяукнула кошка, которую я

некогда подобрал в воротах. Зверь встревожился. Через секунду зверь уже

сидел на газетах, смотрел на меня круглыми глазами, спрашивал - что

случилось?

Дымчатый тощий зверь был заинтересован в том, чтобы ничего не

случилось. В самом деле, кто же будет кормить эту старую кошку?

- Это приступ неврастении, - объяснил я кошке. - Она уже завелась во

мне, будет развиваться и сгложет меня. Но пока еще можно жить.

Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я

понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным

черным небом. Меня развеселила мысль о движении. Я успокоился, успокоилась и

кошка, закрыла глаза.

Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался

изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у

меня. Но я стал упорен.

Днем я старался об одном - как можно меньше истратить сил на свою

подневольную работу. Я делал ее механически, так, чтобы она не задевала

головы. При всяком удобном случае я старался уйти со службы под предлогом

болезни. Мне, конечно, не верили, и жизнь моя стала неприятной. Но я все

терпел и постепенно втянулся. Подобно тому как нетерпеливый юноша ждет часа

свидания, я ждал часа ночи. Проклятая квартира успокаивалась в это время. Я

садился к столу... Заинтересованная кошка садилась на газеты, но роман ее

интересовал чрезвычайно, и она норовила пересесть с газетного листа на лист

исписанный. И я брал ее за шиворот и водворял на место.

Однажды ночью я поднял голову и удивился. Корабль мой никуда не

летел, дом стоял на месте, и было совершенно светло. Лампочка ничего не

освещала, была противной и назойливой. Я потушил ее, и омерзительная комната

предстала предо мною в рассвете. На асфальтированном дворе воровской

беззвучной походкой проходили разноцветные коты. Каждую букву на листе можно

было разглядеть без всякой лампы.

- Боже! Это апрель! - воскликнул я, почему-то испугавшись, и крупно

написал: "Конец".

Конец зиме, конец вьюгам, конец холоду. За зиму я растерял свои

немногие знакомства, обносился очень, заболел ревматизмом и немного одичал.

Но брился ежедневно.

Думая обо всем этом, я выпустил кошку во двор, затем вернулся и

заснул - впервые, кажется, за всю зиму - сном без сновидений.

Роман надо долго править. Нужно перечеркивать многие места, заменять

сотни слов другими. Большая, но необходимая работа!

Однако мною овладел соблазн, и, выправив первых шесть страниц, я

вернулся к людям. Я созвал гостей. Среди них было двое журналистов из

"Пароходства", рабочие, как и я, люди, их жены и двое литераторов. Один -

молодой, поражавший меня тем, что с недосягаемой ловкостью писал рассказы, и

другой - пожилой, видавший виды человек, оказавшийся при более близком

знакомстве ужасною сволочью.

В один вечер я прочитал примерно четверть моего романа.

Жены до того осовели от чтения, что я стал испытывать угрызения

совести. Но журналисты и литераторы оказались людьми прочными. Суждения их

были братски искренни, довольно суровы и, как теперь понимаю, справедливы.

- Язык! - вскрикивал литератор (тот, который оказался сволочью), -

язык, главное! Язык никуда не годится.

Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую.

Он ее выпил, закусил куском колбасы.

- Метафора! - кричал закусивший.

- Да, - вежливо подтвердил молодой литератор, - бедноват язык.

Журналисты ничего не сказали, но сочувственно кивнули, выпили. Дамы

не кивали, не говорили, начисто отказались от купленного специально для них

портвейна и выпили водки.

- Да как же ему не быть бедноватым, - вскрикивал пожилой, - метафора

не собака, прошу это заметить! Без нее голо! Голо! Голо! Запомните это,

старик!

Слово "старик" явно относилось ко мне. Я похолодел.

Расходясь, условились опять прийти ко мне. И через неделю опять были.

Я прочитал вторую порцию. Вечер ознаменовался тем, что пожилой литератор

выпил со мною совершенно неожиданно и против моей воли брудершафт и стал

называть меня "Леонтьич".

- Язык ни к черту! Но занятно. Занятно, чтоб тебя черти разорвали

(это меня)! - кричал пожилой, поедая студень, приготовленный Дусей.

На третьем вечере появился новый человек. Тоже литератор - с лицом

злым и мефистофельским, косой на левый глаз, небритый. Сказал, что роман

плохой, но изъявил желание слушать четвертую, и последнюю, часть. Была еще

какая-то разведенная жена и один с гитарой в футляре. Я почерпнул много

полезного для себя на данном вечере. Скромные мои товарищи из "Пароходства"

попривыкли к разросшемуся обществу и высказали и свои мнения.

Один сказал, что семнадцатая глава растянута, другой - что характер

Васеньки очерчен недостаточно выпукло. И то и другое было справедливо.

Четвертое, и последнее, чтение состоялось не у меня, а у молодого

литератора, искусно сочинявшего рассказы. Здесь было уже человек двадцать, и

познакомился я с бабушкой литератора, очень приятной старухой, которую

портило только одно - выражение испуга, почему-то не покидавшее ее весь

вечер. Кроме того, видел няньку, спавшую на сундуке.

Роман был закончен. И тут разразилась катастрофа. Все слушатели, как

один, сказали, что роман мой напечатан быть не может по той причине, что его

не пропустит цензура.

Я впервые услыхал это слово и тут только сообразил, что, сочиняя

роман, ни разу не подумал о том, будет ли он пропущен или нет.

Начала одна дама (потом я узнал, что она тоже была разведенной

женой). Сказала она так:

- Скажите, Максудов, а ваш роман пропустят?

- Ни-ни-ни! - воскликнул пожилой литератор. - Ни в коем случае! Об

"пропустить" не может быть и речи! Просто нет никакой надежды на это.

Можешь, старик, не волноваться - не пропустят.

- Не пропустят! - хором отозвался короткий конец стола.

- Язык... - начал тот, который был братом гитариста, но пожилой его

перебил:

- К чертям язык! - вскричал он, накладывая себе на тарелку салат. -

Не в языке дело. Старик написал плохой, но занятный роман. В тебе, шельмец,

есть наблюдательность. И откуда что берется! Вот уж никак не ожидал, но!..

содержание!

- М-да, содержание...

- Именно содержание, - кричал, беспокоя няньку, пожилой, - ты знаешь,

чего требуется? Не знаешь? Ага! То-то!

Он мигал глазом, в то же время выпивал. Затем обнял меня и

расцеловал, крича:

- В тебе есть что-то несимпатичное, поверь мне! Уж ты мне поверь. Но

я тебя люблю. Люблю, хоть тут меня убейте! Лукав он, шельма! С подковыркой

человек!.. А? Что? Вы обратили внимание на главу четвертую? Что он говорил

героине? То-то!..

- Во-первых, что это за такие слова, - начал было я, испытывая

мучения от его фамильярности.

- Ты меня прежде поцелуй, - кричал пожилой литератор, - не хочешь?

Вот и видно сразу, какой ты товарищ! Нет, брат, не простой ты человек!

- Конечно, не простой! - поддержала его вторая разведенная жена.

- Во-первых... - начал опять я в злобе, но ровно ничего из этого не

вышло.

- Ничего не во-первых! - кричал пожилой, - а сидит в тебе

достоевщинка! Да-с! Ну, ладно, ты меня не любишь, бог тебя за это простит, я

на тебя не обижаюсь. Но мы тебя любим все искренне и желаем добра! - Тут он

указал на брата гитариста и другого неизвестного мне человека с багровым

лицом, который, явившись, извинился за опоздание, объяснив, что был в

Центральных банях. - И говорю я тебе прямо, - продолжал пожилой, - ибо я

привык всем резать правду в глаза, ты, Леонтьич, с этим романом даже не

суйся никуда. Наживешь ты себе неприятности, и придется нам, твоим друзьям,

страдать при мысли о твоих мучениях. Ты мне верь! Я человек большого,

горького опыта. Знаю жизнь! Ну вот, - крикнул он обиженно и жестом всех

призвал в свидетели, - поглядите: смотрит на меня волчьими глазами. Это в

благодарность за хорошее отношение! Леонтьич! - взвизгнул он так, что нянька

за занавеской встала с сундука. - Пойми! Пойми ты, что не так велики уж

художественные достоинства твоего романа (тут послышался с дивана мягкий

гитарный аккорд), чтобы из-за него тебе идти на Голгофу. Пойми!

- Ты п-пойми, пойми, пойми! - запел приятным тенором гитарист.

- И вот тебе мой сказ, - кричал пожилой, - ежели ты меня сейчас не

расцелуешь, встану, уйду, покину дружескую компанию, ибо ты меня обидел!

Испытывая невыразимую муку, я расцеловал его. Хор в это время хорошо

распелся, и маслено и нежно над голосами выплывал тенор:

- Т-ты пойми, пойми...

Как кот, я выкрадывался из квартиры, держа под мышкой тяжелую

рукопись.

Нянька с красными слезящимися глазами, наклонившись, пила воду из-под

крана в кухне.

Неизвестно почему, я протянул няньке рубль.

- Да ну вас, - злобно сказала нянька, отпихивая рубль, - четвертый

час ночи! Ведь это же адские мучения.

Тут издали прорезал хор знакомый голос:

- Где же он? Бежал? Задержать его! Вы видите, товарищи...

Но обитая клеенкой дверь уже выпустила меня, и я бежал без оглядки.

Михаил Булгаков - Театральный роман - Глава 02. ПРИСТУП НЕВРАСТЕНИИ, читать текст

См. также Булгаков Михаил - Проза (рассказы, поэмы, романы ...) :

Театральный роман - Глава 03. МОЕ САМОУБИЙСТВО
- Да, это ужасно, - говорил я сам себе в своей комнате, - все ужасно....

Театральный роман - Глава 04. ПРИ ШПАГЕ Я
В дверь стучали. Властно и повторно. Я сунул револьвер в карман брюк ...