Письмо Лескова Н. С.
А. С. Суворину - 26 марта 1888 г., Петербург.

По поводу Дамаскина мы говорим о разных лицах, и это я только догадываюсь, а вопрос Ваш и теперь неясен. Чехов, вероятно, говорил Вам о валаамском игумене Дамаскине, чего я не мог вообразить и старался отвечать Вам о настоящем Дамаскине, который просился у калифа "на волю", сочинял "панихиды" и стоял за иконопоклонение против идеалистов христианства.

Любим калифом Иоанн, Ему что день почет и ласка;

К делам правления призван Лишь он один из христиан Порабощенного Дамаска.

Валаамский игумен Дамаскин (это имя, а не прозвание) в монашеском мире зван был "валаамский полицмейстер", и эта кличка ему была дана по шерсти. Он был штукарь по вызнаванию секретов, дипломат по сношениям, очень разумный эконом, знал, где взять и где дать, и вот Вам его фигура и облик. Как вы держитесь и хотите держаться с "Дешевой библиотекой" вещей чисто литературных, то я не думаю, чтобы туда годились Валаам и его "полицмейстер". Говорить о нем правду значит "терять дружбу" и "дразнить гусей", а повторять бабьи россказни и монашеские "афинейские плетения" недостойно издателя с литературным именем.

Это может делать синод, Тузов и подобные, но не Вы, Чехов милый юноша, он может быть в каком-нибудь увлечении. Я это знаю, ибо сам все это прошел и описывал "старца Иону" из Выдубецкой пустыни, который оказался прохвостом и с помощью "церквина сына Тертия" оттягал у крестьян соседнего села всю землю и лес, купленные ими "на слово" и "под записочку" у княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой (рожд., Щербатовой), уверовавшей в Иону, как современные дуры веруют в Ивана Кронштадтского. Она завещала "все имение" Ионе (то есть его скиту), а скит на этом основании завел тяжбу с крестьянами, которые купили землю у своей бывшей помещицы "под записочку", и у них эту землю отняли, при содействии "церквина сына Тертия". Мужики (хохлы) сначала ревели, а потом озлились и стали монахов ловить и бить, а отпускали, наклав в порты крапивы. Поднялись дела усмирения и ссылки... Этих "освященных" особ надо "подождать хвалить, дондеже чудеса сотворят". Валаамский Дамаскин заморил голодом крестьян, возбраняя им ловить рыбу у берегов острова под тем предлогом, что они подвозят ром, которым его монахи опиваются.

"Маргарит" книга "беседная", ее хорошо грабителю-купцу в пост читать. В. библиотеке литератора она ни на что не нужна. Другое дело редкости "житийные", как "Зерцало" и т. п. Честь была бы Суворину, чтобы писатель пришел к нему в библиотеку и у него просил права поработать, тогда как теперь в синоде (2 экз.) книги не дают, а надо просить у Солдатенкова, Буслаева или Владимирова. На этакие книги тратьте деньги, и Вы себя и других утешите; а на что Вам "беседность", во многом узкая и всегда очень скучная и не полезная? Четьи-Минеи екатерининского времени полные имеют еще свое значение, но не важное, так как Феофан из них все поэтическое или легендарное повыпускал, а неполные к чему они? "XIX век" еще не получил, но ожидаю и Вас очень благодарю. Это мне приятный подарок от Вас и "возмещение" нравственное за торговую насмешку надо мною. Усердно Вас благодарю и прошу не посердиться на мое попрошайство.

По русским торговым обычаям, при хорошей "развязке" продавцу полагается "магарыч" или "накидка". Соблюдите обычай. Природу воронежскую хорошо описываете, и синодик воронежских людей интересен. Какие хамы у нас в дворянских собраниях и в думах: отчего ни Орел, ни Воронеж не имеют на стенах этих учреждений портретов своих даровитых уроженцев? В Орле даже шум подняли, когда кто-то один заговорил о портрете Тургенева, а недавно вслух читали статью "Новостей", где литературный хам "отделал Фета". Сколько пренебрежения к даровитости, и это среди огромного безлюдья!.. И газеты не дорожат своими людьми. Неужели Гаршин не стоил траурной каемки вокруг его трагического некролога?.. Я, ложась спать, думал: "Верно, Алексей Сергеевич велит поставить крестик и каемочку". Утром вижу нет! Почему, спрошу? Нам, литераторам, он ближе, чем Скобелев! Он несомненно "пробуждал мысли добрые". Зачем все известия о приезде "действительных статских советников" печатаются, а непристойным считается известить о приезде Чехова? Это уже Ваше, редакторское, пренебрежение. Пусть бы люди знали, что литераторы достойны внимания не менее столоначальников департамента. Прикажите быть к ним внимательнее, это даст тон и другим, не умеющим ничего придумать. Вам это часто удавалось.

Смиренный ересиарх Николай.

"Азу" ставьте когда угодно. На шестой неделе я Вам дам "Пасхальную ночь в аду" для пасхального номера. Не позабудьте уберечь место для этого полномерного фельетона ростом с "Данилу".

26 марта 1888 г., Петербург.

Письмо Лескова Н. С. - А. С. Суворину - 26 марта 1888 г., Петербург., читать текст

См. также Лесков Николай Семёнович - письма и переписка :

А. Н. Пешковой-Толиверовой - 14 апреля 1888 г., Петербург.
Мордовцева, без сомнения, надо спросить. Так подобные дела не делаются...

А. С. Суворину - 15 апреля 1888 г., Петербург.
Благодарю Вас за Ваше сегодняшнее письмо, более, чем за всю нашу переп...