Письмо Лескова Н. С.
А. С. Суворину - 4 марта 1887 г., Петербург.

Извините меня, что я отвечу Вам несколько слов на последнее письмо Ваше. Вовсе не нужно быть Лютером или вообще новатором, чтобы не оставаться равнодушным к тому, как дурачат людей и обирают их во имя бога. Я знаю, что Вы на это можете возразить много, но это все будет "из другой оперы". В сущности же, разум и простая честность внушали и внушают потребность останавливать наглости морочил и обирал. В этих целях гнусные затуманивания религиозного сознания, что бог есть начало добра, всегда будут вызывать чувства благородного негодований. Как бы Вы к этому ни стали относиться, дело все-таки останется в этом, а не в. ином положении. Толстой ведет к укрощению себялюбия и к умягчению сердца, а поп к принесению ему "денег на молитвы". О чем тут полемизировать и как. полемизировать?.. Я не понимаю, что это Вы ставите ему в вину! "Славянофилы". Я знаю их, да и как еще знаю! Тем, конечно, любо было полемизировать, но вообще это никакого удовольствия и никакой пользы не приносит. Употреблю Ваши слова: "Веруй всяк во что хочешь". У славянофилов же было не так: они вопрошали: "Како веруеши?" И хорошая вера была только их вера, "яже вселенную утверди". Это были величайшие спорщики, и спорам их не было бы конца, если бы они просто не перевелись на свете. За свободу совести и за то, что выше всего в настоящем учении Христа, они не стояли никогда и не могли стоять за это. Вы совсем не правы.

Что касается сухости упоминаемых Вами трактаций Т., то в них действительно есть указываемые Вами недостатки; но это суть недостатки, общие всем религиозным трактатам. Однако же без них нельзя, и тот, кто любит вопрос, он не стесняется сухостью трактата, а ищет сокрытой в нем мысли. Трактаты эти сухи, но они произвели большие чудеса, "воскрешая мертвых" и "исцеляя слепых". По этим трактациям рождалась вера у не веривших, и люди из "Черного передела" переходили в Ясную Поляну. Что-нибудь, верно, есть сильное в этом слове! О пьесе Т. приходится теперь слышать ужасающие глупости. Теперь в нем уже находят "незнание быта"... В сущности, пьеса эта в бытовом отношении вполне верна; язык ее образен и силен; страсти грубы, но верны и представлены рельефно. Произведение это большое и в чтении очень потрясающее и любопытное. Поучительности в нем нет или очень мало. Для сцены пред зрителями образованного класса она будет груба, и в этом нельзя винить одного зрителя. Человек меняется под влиянием среды и привычек. Московской купчихе в мужчине нравится "снасть", а нервной испанке страсть. Нельзя, чтобы Никита нравился и той и другой. "Антошины словца" тоже для уха многих очень резки. "Шекспировское" что-то есть. Это сила грубо поставленных страстей. Долголетия у этой пьесы не будет. Простонародию она мало понравится, потому что здесь не любят сцен из своего быта, разве так только, чтобы мужик барина "объегоривал". "Либералы" и не либералы это все равно люди, и никто еще не знает, что из которого может выйти; но кто бы как ни назывался, а когда он говорит правду, он стоит поддержки, и хочется быть на его стороне. Т. говорит: "Я их люблю, когда они на верной дороге". Как же иначе? Иначе ведь будет не любить правды за то, что ее высказал Y, а не Z. Не дай бог, чтобы до этой степени забывалась старая пословица "Amicus Plato..." (Платон мне друг... (лат.).)

Ваша гневность и волнения меня смущают, и если бы Вы были дама, я бы, кажется, наговорил Вам много слов, которые не идут нам, "двум старикам". Т. больше, чем Вы, испытывает, что с ним все не согласны, но он умеет себя лечить, а Вы нет. Старинное гарунальрашидство чудесное лекарство в таких томлениях: Вы же, наоборот, "сидень", и вот "результе" Вашего сидничества. Вы десяток лет не обновляете себя погружением в живые струи жизни, посторонней изнуряющему журнализму, и оттого характер Ваш действительно пострадал, и Вы это сами замечаете и мучите себя, Купите-ка себе дубленый полушубок да проезжайтесь, чтобы не знали, кто Вы такой. Три такие дня как живой водой спрыснут.

Простите за то, что оказал от всего сердца.

Ваш Н. Лесков.

4 марта 1887 г., Петербург.

Письмо Лескова Н. С. - А. С. Суворину - 4 марта 1887 г., Петербург., читать текст

См. также Лесков Николай Семёнович - письма и переписка :

В. Г. Черткову - 8 марта 1887 г., Петербург.
Возлюбленный Владимир Григорьевич! Чрезвычайно рад я, что Вы выяснили ...

А. С. Суворину - 11 марта 1887 г., Петербург.
Я ни в чем не причинен, Алексей Сергеевич! Вишневский мне написал, а я...