Письмо
Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. 7 ноября 1903 г. Москва

Дорогой Антон Павлович!

С распределением у нас возня не потому, что нет Раневской, а потому, что хотим получше устроиться, во-первых, а во-вторых, примешались разные закулисные соображения. Только ты напрасно думаешь, что я буду пьесу приносить в жертву закулисным соображениям.

Мое распределение не совсем соответствует твоему, вот в чем и почему.

Алексеев Лопахина боится играть, и, кроме того, Гаев не менее важен, чем Лопахин. Леонидов и Алексеев лучшая комбинация, чем Алексеев и Лужский или Алексеев и Вишневский.

Аня Андреева, по-моему, совсем ни к чему. Аня Лилина лучше, но жаль, потому что талант Лилиной нужнее в Варе или Шарлотте. Поэтому я распределяю: Аню, Варю и Шарлотту ученица, Андреева и Лилина. Лисенко и Косминская молодые, хорошенькие, достаточно опытные (третий год учатся и играют на выходе), а это для Ани совершенно достаточно. А Шарлотта Муратова скучновато.

Но я не протестую и против твоего распределения. Вообще нахожу, что одна роль немного лучше, другая немного хуже, все это не изменит успеха и интереса. Выиграет Аня у Лилиной, проиграет Шарлотта у Муратовой, выиграет Шарлотта у Лилиной, проиграет Аня у ученицы вот и все. Надо еще помнить, что Лилина актриса ненадежная и должна иметь дублерку .

Сегодня наконец сдаем "Одиноких" и завтра приступим к "Вишневому саду".

Снега нет, погода пока вредная для тебя, сухой холодный ветер, то гололедица, то оттепель. В Москве инфлюэнца и тиф. Потерпи еще. Наладится погода, пойдем с тобой в Эрмитаж и будем есть стерлядь и пить вино.

Константину Сергеевичу как режиссеру надо дать в "Вишневом саде" больше воли. Во-первых, он уже больше года ничего не ставил, и, стало быть, у него накопилось много и энергии режиссерской, и фантазии, во-вторых, он великолепно тебя понимает, в-третьих, далеко ушел от своих причуд. Но, разумеется, я буду держать ухо востро.

"Морозовщина" за кулисами портит нервы, но надо терпеть. Во всяком театре кто-нибудь должен портить нервы. В казенных чиновники, министр, здесь Морозов. Последнего легче обезвредить. Самолюбие иногда больно страдает, но я больше люблю себя, когда сдавливаю свое самолюбие, чем когда даю ему волю и скандалю. К счастью, удовлетворение не заставляет ждать себя. Успех есть работать приятно, чего ж еще!

Когда я устаю от театральных впечатлений, я на ночь читаю твои сочинения, выпускаемые "Нивой"... Недавно прочел в первый раз "Душечку". Какая прекрасная штука! "Душечка" это не тип, а целый "вид". Все женщины делятся на "душечек" и какой-то другой вид, причем первых 95 %, а вторых только 5. Прекрасная вещь. Отчего я о ней не слыхал раньше? И не знаю, где она была напечатана.

Ты думаешь что-нибудь работать теперь? Вероятно, для январской книги "Русской мысли"? Или устал после "Вишневого сада"?

Ну, до свиданья. В 12 1/2 у меня урок. В 2 часа другой урок. В 3 репетиция двух сценок из "Одиноких". В 4 заседание правления. В то же время надо прослушать задки "Одиноких" и принять человек 10 никому не нужных людей. Вот тебе мое утро.

В школе ставлю 1-й акт "Иванова".

Вот это перл! Лучше всего, кажется, что тобой написано.

Твой Вл. Немирович-Данченко.

Письмо - Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. 7 ноября 1903 г. Москва, читать текст

См. также Чехов Антон Павлович - письма и переписка :

Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. 17 января 1904 г. Москва
Спектакль идет чудесно. Сейчас, после 2-го акта, вызывали тебя. Пришло...

Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. 2 апреля 1904 г. Петербург
С тех пор как занимаюсь театром, не помню, чтобы публика так реагирова...