Письмо
Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. Начало сентября (до 9-го) 1898 г. Москва

Дорогой Антон Павлович!

Тебя все еще нет, а "Чайку" я репетирую. Между тем Хотелось бы о многом расспросить тебя. Поехал бы сам к тебе, но решительно не имею времени.

Наладили mise en scene двух первых актов и завтра начинаем их репетировать без ролей .

Сумбатов говорил со мной очень много по поводу "Чайки" и высказал мнение (которое сообщил, кажется, и тебе), что это именно одна из тех пьес, которые особенно требуют крупных, опытных артистов, а режиссеры не могут спасти ее.

Странное мнение! Я с ним спорил чрезвычайно убежденно. Вот мои доводы (так ты получил доводы Сумбатова, то взвесь и мои).

Во-первых, пьеса была в руках крупных актеров (Давыдов, Сазонов, Варламов, Комиссаржевская, Дюжикова, Аполлонский и т. д.), что же они сделали успех пьесе? Значит, прецедент не в пользу мнения Сумбатова.

Во-вторых, в главных ролях Нины и Треплева я всегда предпочту молодость и художественную неиспорченность актеров их опыту и выработанной рутине.

В-третьих, опытный актер в том смысле, как его понимают, это непременно актер известного шаблона, хотя бы и яркого, стало быть, ему труднее дать фигуру для публики новую, чем актеру, еще не искусившемуся театральной банальностью.

В-четвертых, Сумбатов, очевидно, режиссерство понимает только, как подсказывающего mise en scХne, тогда как мы входим в самую глубь тона каждого лица отдельно и что еще важнее всех вместе, общего настроения, что в "Чайке" важнее всего.

Есть только одно лицо, требующее большой сценической опытности и выдержки, это Дорн. Но поэтому-то я и поручаю эту роль такому удивительному технику-актеру, как сам Алексеев.

Наконец, мне говорят: "Нужны талантливые люди". Это меня всегда смешит. Как будто я когда-нибудь говорил, что можно ставить спектакль с бездарностями. Говорить о том, что актер должен быть талантлив, все равно, что пианист должен иметь руки. И для чего же я из 7 выпусков своих учеников выбрал только 8 человек (из 70), а Алексеев из 10-летнего существования своего Кружка только 6 человек .

Ну, да на это смешно возражать.

В конце концов жду тебя, и всё... (как говорит Сорин).

Вот наше распределение ролей.

Аркадина О. Л. Книппер (единственная моя ученица, окончившая с высшей наградой, с чем за все время существования училища кончила только Лешковская). Очень элегантная, талантливая и образованная барышня, лет, однако, 28.

Треплев Мейерхольд (окончивший с высшей наградой. Таких за все это время было только двое. Другой Москвин играет у нас царя Федора).

Нина Роксанова. Маленькая Дузе, как ее назвал Ив. Ив. Иванов. Окончила в прошлом году и сразу попала в Вильно к Незлобину и оттуда к Соловцову на 250 р. в месяц. Молодая, очень нервная актриса.

Дорн Станиславский.

Сорин Калужский первый актер труппы Алексеева.

Шамраев Вишневский провинциальный актер, бросивший для нас ангажемент в Нижнем на первые роли и 500 р. жалованья. Он, кстати, был в твоей же гимназии.

Маша пока слабо. Вероятно, заменю ее другою .

Полина Андреевна Раевская, недурно.

Тригорин очень даровитый провинциальный актер , которому я внушаю играть меня, только без моих бак.

До свиданья.

Жду весточки.

Mise en scХne первого акта очень смелая . Мне важно знать твое мнение .

Твой Вл. Немирович-Данченко.


От 3 до 4 я всегда в училище.

Письмо - Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. Начало сентября (до 9-го) 1898 г. Москва, читать текст

См. также Чехов Антон Павлович - письма и переписка :

А. П. Чехов - Вл. И. Немировичу-Данченко. 21 октября 1898 г. Ялта
Милый Владимир Иванович, я в Ялте и пробуду здесь еще долго. Деревья и...

Вл. И. Немирович-Данченко - А. П. Чехову. 18 декабря 1898 г. Москва
Только что сыграли Чайку , успех колоссальный. С первого акта пьеса та...