Сигизмунд Доминикович Кржижановский
«ОРФЕЙ В АДУ»

"ОРФЕЙ В АДУ"

Историю эту, об Орфее и Эвридике, рассказывали много раз. Так вот: много плюс один.

Подземное царство похитило у Орфея его прекрасную Эвридику. Он отправился на поиски возлюбленной. В этом согласны и древнегреческие мифы, и французские оперетты.

У врат царства смерти Орфея встретил трёхголовый Цербер, хранитель адского порога. Раскрыв три пасти, пузырящиеся кровавой пеной, он потребовал песни-пропуска.

Орфей прижал кифару к левому плечу, и пальцы его приблизились к струнам.

Песня была тиха и проста, как шуршание капель дождя, смывающих пыль с листьев оливы.

Все три головы Цербера слушали, внимательно наставив шесть собачьих ушей. Все они были страстными музыкантами; более того - музыкальными критиками; живи шестиухий пёс в наше время, он мог бы легко собственными средствами устроить любую музыкальную дискуссию, которая отнимала бы в течение недель по шесть-семь полос любого музыкального журнала.

Кифара Орфея замолкла.

Средняя голова Цербера, прянув левым ухом, сказала:

- Изрядно. Н-но...

И умолкла.

Правая голова, слизав пену со рта, возразила:

- И очень большое но. Мало того: не но, а, пожалуй, нет. Так нам должно ответить дебютанту, не помню, как его зовут...

- Меня зовут Орфей. Позволю себе напомнить, что я божественного происхождения и...

- Не пробуй нас задобрить, бездарный бряцальщик, - залаяла третья, левая голова Цербера. - Раз тебе как сыну богов дано бессмертие, то потрать хоть половину его, учась музыке у наших стиксовых лягушек. Основа музыки -

не в треньканьи, а в кваканьи.

- Ну, это уже слишком, - закричала правая голова, - этак ты скажешь, что сферы небесные квакают, а не тренькают, в то время когда они мелодически поют, объединяя в своей гармонии и звон струны, и кваканье лягушки.

- Оба вы лжёте, - рявкнула средняя голова, гневно прядая ушами и оскалив зубы. - Музыкальные проблемы, как и литературные, надо решать в тематическом плане. Что, по-вашему, выражала пьеса этого просителя? Какой образ реял над струнами его кифары?

В ответ пасть левой головы широко открылась, отвечая оскалом на оскал.

- Произведение рассказывало - в строгом дорическом строе - о полёте цапли над болотом.

- Чепуха! - тявкнула левая церберова голова. - Вещь действительно программная - и совершенно ясно звукописует колебания цапли, которая, опускаясь на болото, не знает, на какую ей ногу стать, на левую или на правую...

- А ты, несчастная треть собаки, - взвизгнула средняя голова, - а ты знаешь - на какую мысль стать? Образ совершенно ясен: цапля уже стоит на болоте и раскрыла клюв, чтобы проглотить лягушку.

- Так пусть же она ею подавится! - залаяли вперебой обе боковые головы, лязгая зубами.

- А вы подавитесь вашим невежеством! - взвыла средняя голова и пригнулась под горло к левой своей соседке.

Орфей был близок к отчаянию. Он готов был покинуть адский порог. Но в это время произошло нечто страшное. Три головы пса, кровожадно урча, вонзились друг другу в глотки. Цербер рухнул наземь, и можно было выделить лишь его короткий жирный злобно дергающийся хвост.

Орфею оставалось лишь одно: воспользовавшись тем, что вход в ад остался без охраны, войти под своды Аида - навстречу милой Эвридике.

1937

Сигизмунд Доминикович Кржижановский - ОРФЕЙ В АДУ, читать текст

См. также Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Проза (рассказы, поэмы, романы ...) :

Пни
Были: город; вкруг города пригород; за пригородом лес. Город - городом...

ПОЭТОМУ
I Поэт не понимал поэтому . Поэтому отвергало поэта. Отвергнутый полож...