Письмо Аксакова И. С.
Редактор Руси к Его Высочеству Князю Болгарскому - 30 июля (12 августа) 1881. Москва.

Monseigneur.

Ваше Высочество!

Благоволите принять искреннейшее и почтительнейшее выражение благодарности за письмо, которым Вашему Высочеству угодно было меня удостоить и которое в моих главах конечно не дань признательности, а просто выражение сочувствия, столь естественного главе Болгарского народа, ко всем принимающим к сердцу истинные интересы его страны. Да, тягостен подвиг, к которому Вы призваны Провидением, и необычайно велика ответственность, которую Вы так мужественно на себя возложили. Да поможет Господь Вашему Высочеству и да дарует Вам великую, огромную меру терпения и настойчивости, необходимых для управления государством, которого устройство едва лишь намечено. Что, по моему мнению, всего существеннее в настоящую минуту, это приобресть сколь возможно более популярности, для чего необходимо напечатлеть правительству характер бесповоротно-национальный.

Вожделения Славянских племен вполне демократические в истинном значении этого слова, а не в том, какой придают этому слову революционные учения, которые в таком ходу в Европе. Историческая миссия английских тори и вообще консервативных партий Запада, die beharrende Kraft (сдерживающая сила), как говорят Немцы, пребывает у Славянских племен в низших слоях народных. В них, а не в буржуазии, не в городском населении и не в классах так-называемых культурных должно искать правительство свой истинный центр тяготения. Здравый смысл и инстинкт народный вот настоящий регулятор административных весов, вот что должно служить компасом во всех предлежащих государству путях. В Европе совсем иное. Направление, с каждым днем более распространяющееся в конституционных землях Запада, состоит в том, чтоб присвоить власть классу доктринеров и теоретиков (die Literaten в Германии): во имя лживого принципа "народного верховенства", они стремятся подчинить народ игу самому тиранническому изо всех, т. е. деспотизму своих доктрин, и направлять корму государственную по прихоти их политических страстей и преходящих фантазий. Пример современной Франции в высшей степени поучителен: жалкое меньшинство в своей земле, превозносясь титулом "представителей нации", опираясь на парламентский излишек нескольких десятков голосов, дерзает, во имя народа, наизаконнейшим порядком ругаться над верованиями истинного народного большинства/

Русский идеал более или менее общий всем племенам Славянским, это местное самоуправление без всякого политического характера, поддерживаемое и завершающееся верховною и центральною властью, властью единоличною, вполне откровенною и свободною в сфере правительственной. Сельская автономия в России так велика, что русские общины похожи на маленькие республики, управляющиеся своим обычаем. Народ не хочет верховенства и вовсе не домогается управления государством; но чего он несомненно требует, это такого правительства, которое бы внушало ему доверие своею энергиею, силою, бескорыстием и национальным характером. Причина, почему Русский народ так держится за Царя в том, что Царь в России вовсе не первый дворянин своей земли, как бывало во Франции (le premier gentilhomme da pays): Царь не принадлежит ни к какой партии, ни к какому сословию, ни к какому подразделению общественному, он вне и поверх всех, он первый человек своей страны, он для народа как бы олицетворение его самого. Верховная власть в России не есть ни снаряд, ни коллективное лицо, ни какая-либо юридическая и отвлеченная комбинация, как в конституционных государствах. Чего желает Русский народ, это прежде всего власти, одаренной человеческим сердцем; это существа живого, чья душа и ум были бы властны восполнять формализм бюрократии и мертвую букву законов. До Петра Великого, который первый ввел в Россию западные понятия об отношениях правительства к народу, ревнивость власти была совершенно чужда русским государям. У них водился добрый обычай созывать уполномоченных от земли (изо всех классов общества) для совещания с ними или по вопросам более или менее важным, или же когда они признавали нужным обезпечить себе искреннее содействие всего народа. Они не почитали себя непогрешимыми, хотя и были самодержцами, и признавали открыто необходимость для правительства ведать мысль своей страны. Эти собрания, само собою разумеется, были только совещательными и оказывали воздействие на направление дел силою чисто нравственною, без ущерба достоинству и власти Царя. Этому и предлежит возобновиться в России в более или менее близком будущем.

Мне думается, Ваше Высочество, что этот очерк теории государства у Славянских племен или точнее в России может-бить несколько и пригодится Вам для ваших политических соображений. И так: демократия в основании, самостоятельность общин, народ, истинный народ центром тяжести, первенство интересу и духу народному, уменье снискать популярность, частое совещание с страною, уважение к религии, почтительное отношение к духовенству, и с Божьей помощью удастся Вах сделать Болгарию я мощною я счастливою.

Благоволите, Князь, извинить длинноту моего писанья, внушенного мне глубоким моим участием в преуспеянии страны вверенной Вам судьбою, и примите выражение моей искренней и почтительной преданности.

Москва,le 30 juillet (12 aout) 1881.

Письмо Аксакова И. С. - Редактор Руси к Его Высочеству Князю Болгарскому - 30 июля (12 августа) 1881. Москва., читать текст

См. также Аксаков Иван Сергеевич - письма и переписка по теме :

Переписка с Министерством Внутренних Дел о Бродяге
1. Совершенно секретно. Министерство внутренних дел. Особенная канцеля...

О. Ф. Миллеру - Ночь на 29 января 1881 г. Москва.
Я уже знал о смерти Достоевского, когда получил вашу телеграмму, много...